137 Полезных статей
100 Городов
747 Компаний

Виды и правила обращения с отходами, установленные Федеральным законом

Проблема сбора и утилизации мусора в настоящее время стоит наиболее остро в связи с развитием производства в различных отраслях и возросшим уровнем потребления. Поэтому необходимо соблюдать правила работы с утильсырьем, которые оговорены в Федеральном законе об отходах производства и потребления.

Описание закона

Федеральный закон №89 был рассмотрен и утверждён в 1998 году, в нём регламентированы вопросы, связанные с оборотом отходов, их утилизацией или вовлечением мусора в переработку для получения сырья, а также оговорены принципы сокращения образования отходов производства. Основная задача закона об отходах – сократить и предотвратить их вредное воздействие на природу и сферу жизнедеятельности человека.

Федеральный закон №89
Федеральный закон №89

Обновленная версия

В последней редакции Федерального закона №89, утверждённой 28.12.2016, затронуты вопросы об обращении с отходами и общем тарифе для регионов. Это оговаривается в дополнениях 3 и 4 к п. 29.1 закона.

Федеральный закон № 89 - схема
Федеральный закон № 89 — схема

Дополнение №3 – региональные дилеры, занимающиеся сбором, обезвреживанием, хранением, переработкой и утилизацией отходов производства и потребления, должны заключить соглашение с органами исполнительной власти до 01.05 2018.

Дополнение №4 – предложения об утверждении одного общего тарифа на услуги региональных организаций, должны быть поданы в органы местной либо органы исполнительной власти РФ не позднее 01.07.2018.

Государственная дума определила приоритеты, которые должны выполняться в принятом Федеральном законе:

  • увеличение эффективности работы организаций, занятых в сфере переработки мусора;
  • рост вовлечения отходов в хозяйственный оборот;
  • создание концепции экономического стимулирования для привлечения финансовых потоков в область, регулирующую оборот вторичного сырья.

Содержание федерального закона №89

Общие требования к обращению с отходами разных видов

В Федеральном законе №89 прописан ряд обобщённых требований по обращению с отходами.

Деятельность, связанная со сбором, хранением и переработкой опасных отходов должна быть лицензирована. Безоговорочным условием для получения лицензии является соблюдение норм и условий по безопасности для здоровья и жизни человека и окружающей среды.

Требования ФЗ в области обращения с отходами
Требования ФЗ в области обращения с отходами

Во время строительства, реконструкции или сноса зданий и сооружений, происходит образование отходов, поэтому организациям требуется:

  • получение одобрительного заключения государственного эксперта по экологической политике;
  • соблюдение норм и правил экологической политики;
  • ведение документации о сборе и хранении образующегося вторсырья;
  • предоставление площадей и сооружений для сбора отходов.
Реализация Федерального закона № 89
Реализация Федерального закона № 89

В ходе эксплуатации предприятий, зданий и сооружений собственники берут на себя обязательства:

  • применять в организации современные технологии малоотходного производства;
  • организовать проведение инвентаризации объектов, где размещены отходы и самого утиля;
  • соблюдать требования по предотвращению аварий, связанных с перевозкой или переработкой и утилизацией отходов и выполнять действия по их устранению;
  • при угрозе возникновения аварии незамедлительно довести до сведения уполномоченные дозорные органы исполнительной власти федерального уровня и местные органы управления.

Отходы с производства и опасные

Федеральным Законом предусматриваются требования, предъявляемые к объектам размещения отходов производства (ОРО) – специально оборудованным сооружениям – полигонам, шламохранилищам):

Требования к объектам размещения отходов
Требования к объектам размещения отходов производства
  • формирование ОРО происходит после выдачи разрешения уполномоченной комиссией, состоящей из представителей федеральной власти;
  • место строительства ОРО устанавливается при получении заключения государственной экологической экспертизы;
  • категорически запрещено закапывать отходы на территориях действующих поселений, курортных и парковых, а также водоохранных зон, вблизи подземных водных источников;
  • все ОРО подлежат занесению в государственный реестр.

Требования к обращению отходов, являющихся опасными. Опасными являются отходы, содержащие вредные вещества (токсичные, взрыво- и пожароопасные, радиоактивные), которые самостоятельно или при контакте с другими веществами создают потенциальную угрозу здоровью и жизни человека.

Подразделение на классы опасности происходит в зависимости от степени вредного воздействия (с 1 по 5). Частные предприниматели и юридические лица обязаны классифицировать образующиеся опасные отходы, оформляют на них паспорт.

Классы опасности отходов
Классы опасности отходов

Лица, в чьи должностные обязанности входит обращение с опасными отходами, должны быть обучены и аттестованы с вручением сертификата на право обращения с отходами опасного класса.

Транспортировка опасного утиля осуществляется с соблюдением следующих условий:

  • обязательно выписывается паспорт на категорию опасные отходы;
  • транспорт для перевозки должен быть снабжён спецоборудованием и предупреждающими знаками;
  • оформленные по всем правилам документы для транспортировки и передачи опасных отходов, где указаны их количество и пункт назначения.
Требования к транспортировке опасных отходов
Требования к транспортировке опасных отходов

Контролируемые мероприятия

Под государственным надзором при обращении с отходами подразумевается комплекс мер, направленных на обнаружение и недопущение нарушений законодательства при производстве, в результате которого образуется мусор.

В соответствии со ст.25 Федерального закона №89 госнадзор включает:

Система государственного контроля
Система государственного контроля
  • проведение плановых и внеочередных проверок хозяйствующих субъектов;
  • организационные мероприятия по устранению выявленных нарушений в ходе проверок;
  • наблюдение за исполнением норм и требований в области обращения с утилем;
  • проведение анализа и составление прогноза.

Производственный контроль выполняют сами владельцы производства. Порядок проведения производственного контроля утверждается при согласовании с представителями исполнительной власти.

Общественный контроль могут осуществлять общественные организации или граждане. Итог общественного экологического контроля может быть представлен в виде жалоб и обращений в результате выявления нарушений, представленных в органы государственной власти РФ, органы местного управления и которые подлежат рассмотрению в данных инстанциях.

Система законодательного регулирования в области обращения с отходами

Обращение с твёрдыми коммунальными отходами

Твёрдые коммунальные отходы (ТКО) представляют собой сложную смесь из бытового мусора, пищевых отходов.

Нормативы по обращению отходов – средняя величина количества ТКО, образующихся за некоторый временной период (день, месяц, год). Региональный оператор – юридическое лицо, заключившее договор по обращению с отходами с собственником мусора в определённом регионе.

Виды обращения с ТКО

Отходы от использования товаров (ОИТ) – готовая невостребованная продукция, находящаяся на складе владельца, потерявшая свои потребительские свойства. Для производителей разработаны схемы, по которым они должны доказать свою ответственность:

  • Предприятия могут создать отделения, где будет производиться полный цикл работы с ОИТ, начиная от дезинфекции, заканчивая утилизацией.
  • Уплата экологического сбора, который поступит в государственный бюджет и будет оформлен в качестве субсидий для финансовой поддержки программ по обращению с отходами.

Регулирование в области обращения с отходами от использования товаров

Закон об обращении с однородным мусором

В законодательстве появилось определение «Группа однородных отходов». К ней относится вторсырье, подразделяемое по одному или нескольким одинаковым признакам. В настоящее время порядок обращения с отходами такой категории регулирует Росприроднадзор.

Существует подразделение однородного мусора по категориям:

  • стекло – посуда, бутылки;
  • бумага (макулатура) – различные упаковки, старые газеты, книги;
  • текстиль;
  • пищевые отходы;
  • дерево;
  • лом и отходы цветных и чёрных металлов;
  • кожаные и резиновые изделия;
  • пластик, пластмасса.
Лом цветных металловЛом чёрных металловМакулатураОтходы из дереваОтходы из пластмассыОтходы кожаных изделийОтходы резиновых изделийПластикСтеклоТекстиль

Нововведения

Поправка к ст.11 Федерального закона №89 говорит о запрещении вводить в эксплуатацию объекты без существования в них устройств для дезинфекции и безопасного хранения мусора. А изменения в ст. 12 накладывают строгий запрет на использование ТБО, как материала для репарации земель. Отходы, запрещённые для захоронения, будут регламентироваться Правительством РФ.

Отходы, запрещённые для захоронения
Отходы, запрещённые для захоронения

Видео по теме: Изменение Закона № 89-ФЗ

Отправьте заявку на поиск лучшей цены в России.

Заполните форму ниже и Вам перезвонит менеджер и проконсультирует Вас по любым вопросам и подберет лучшую цену в России.

Рекламная лотерея
190 участников в этом месяце
ВАЖНО

Каждый желающий может добавить свою компанию в наш каталог. Существует различные форматы размещения Вашего объявления. Мы не разглошаем данные пользователя и следим за политикой конфиденциальности.