Виды и правила обращения с отходами, установленные Федеральным законом
Проблема сбора и утилизации мусора в настоящее время стоит наиболее остро в связи с развитием производства в различных отраслях и возросшим уровнем потребления. Поэтому необходимо соблюдать правила работы с утильсырьем, которые оговорены в Федеральном законе об отходах производства и потребления.
Описание закона
Федеральный закон №89 был рассмотрен и утверждён в 1998 году, в нём регламентированы вопросы, связанные с оборотом отходов, их утилизацией или вовлечением мусора в переработку для получения сырья, а также оговорены принципы сокращения образования отходов производства. Основная задача закона об отходах – сократить и предотвратить их вредное воздействие на природу и сферу жизнедеятельности человека.
Обновленная версия
В последней редакции Федерального закона №89, утверждённой 28.12.2016, затронуты вопросы об обращении с отходами и общем тарифе для регионов. Это оговаривается в дополнениях 3 и 4 к п. 29.1 закона.
Дополнение №3 – региональные дилеры, занимающиеся сбором, обезвреживанием, хранением, переработкой и утилизацией отходов производства и потребления, должны заключить соглашение с органами исполнительной власти до 01.05 2018.
Дополнение №4 – предложения об утверждении одного общего тарифа на услуги региональных организаций, должны быть поданы в органы местной либо органы исполнительной власти РФ не позднее 01.07.2018.
Государственная дума определила приоритеты, которые должны выполняться в принятом Федеральном законе:
- увеличение эффективности работы организаций, занятых в сфере переработки мусора;
- рост вовлечения отходов в хозяйственный оборот;
- создание концепции экономического стимулирования для привлечения финансовых потоков в область, регулирующую оборот вторичного сырья.
Общие требования к обращению с отходами разных видов
В Федеральном законе №89 прописан ряд обобщённых требований по обращению с отходами.
Деятельность, связанная со сбором, хранением и переработкой опасных отходов должна быть лицензирована. Безоговорочным условием для получения лицензии является соблюдение норм и условий по безопасности для здоровья и жизни человека и окружающей среды.
Во время строительства, реконструкции или сноса зданий и сооружений, происходит образование отходов, поэтому организациям требуется:
- получение одобрительного заключения государственного эксперта по экологической политике;
- соблюдение норм и правил экологической политики;
- ведение документации о сборе и хранении образующегося вторсырья;
- предоставление площадей и сооружений для сбора отходов.
В ходе эксплуатации предприятий, зданий и сооружений собственники берут на себя обязательства:
- применять в организации современные технологии малоотходного производства;
- организовать проведение инвентаризации объектов, где размещены отходы и самого утиля;
- соблюдать требования по предотвращению аварий, связанных с перевозкой или переработкой и утилизацией отходов и выполнять действия по их устранению;
- при угрозе возникновения аварии незамедлительно довести до сведения уполномоченные дозорные органы исполнительной власти федерального уровня и местные органы управления.
Отходы с производства и опасные
Федеральным Законом предусматриваются требования, предъявляемые к объектам размещения отходов производства (ОРО) – специально оборудованным сооружениям – полигонам, шламохранилищам):
- формирование ОРО происходит после выдачи разрешения уполномоченной комиссией, состоящей из представителей федеральной власти;
- место строительства ОРО устанавливается при получении заключения государственной экологической экспертизы;
- категорически запрещено закапывать отходы на территориях действующих поселений, курортных и парковых, а также водоохранных зон, вблизи подземных водных источников;
- все ОРО подлежат занесению в государственный реестр.
Требования к обращению отходов, являющихся опасными. Опасными являются отходы, содержащие вредные вещества (токсичные, взрыво- и пожароопасные, радиоактивные), которые самостоятельно или при контакте с другими веществами создают потенциальную угрозу здоровью и жизни человека.
Подразделение на классы опасности происходит в зависимости от степени вредного воздействия (с 1 по 5). Частные предприниматели и юридические лица обязаны классифицировать образующиеся опасные отходы, оформляют на них паспорт.
Лица, в чьи должностные обязанности входит обращение с опасными отходами, должны быть обучены и аттестованы с вручением сертификата на право обращения с отходами опасного класса.
Транспортировка опасного утиля осуществляется с соблюдением следующих условий:
- обязательно выписывается паспорт на категорию опасные отходы;
- транспорт для перевозки должен быть снабжён спецоборудованием и предупреждающими знаками;
- оформленные по всем правилам документы для транспортировки и передачи опасных отходов, где указаны их количество и пункт назначения.
Контролируемые мероприятия
Под государственным надзором при обращении с отходами подразумевается комплекс мер, направленных на обнаружение и недопущение нарушений законодательства при производстве, в результате которого образуется мусор.
В соответствии со ст.25 Федерального закона №89 госнадзор включает:
- проведение плановых и внеочередных проверок хозяйствующих субъектов;
- организационные мероприятия по устранению выявленных нарушений в ходе проверок;
- наблюдение за исполнением норм и требований в области обращения с утилем;
- проведение анализа и составление прогноза.
Производственный контроль выполняют сами владельцы производства. Порядок проведения производственного контроля утверждается при согласовании с представителями исполнительной власти.
Общественный контроль могут осуществлять общественные организации или граждане. Итог общественного экологического контроля может быть представлен в виде жалоб и обращений в результате выявления нарушений, представленных в органы государственной власти РФ, органы местного управления и которые подлежат рассмотрению в данных инстанциях.
Обращение с твёрдыми коммунальными отходами
Твёрдые коммунальные отходы (ТКО) представляют собой сложную смесь из бытового мусора, пищевых отходов.
Нормативы по обращению отходов – средняя величина количества ТКО, образующихся за некоторый временной период (день, месяц, год). Региональный оператор – юридическое лицо, заключившее договор по обращению с отходами с собственником мусора в определённом регионе.
Отходы от использования товаров (ОИТ) – готовая невостребованная продукция, находящаяся на складе владельца, потерявшая свои потребительские свойства. Для производителей разработаны схемы, по которым они должны доказать свою ответственность:
- Предприятия могут создать отделения, где будет производиться полный цикл работы с ОИТ, начиная от дезинфекции, заканчивая утилизацией.
- Уплата экологического сбора, который поступит в государственный бюджет и будет оформлен в качестве субсидий для финансовой поддержки программ по обращению с отходами.
Закон об обращении с однородным мусором
В законодательстве появилось определение «Группа однородных отходов». К ней относится вторсырье, подразделяемое по одному или нескольким одинаковым признакам. В настоящее время порядок обращения с отходами такой категории регулирует Росприроднадзор.
Существует подразделение однородного мусора по категориям:
- стекло – посуда, бутылки;
- бумага (макулатура) – различные упаковки, старые газеты, книги;
- текстиль;
- пищевые отходы;
- дерево;
- лом и отходы цветных и чёрных металлов;
- кожаные и резиновые изделия;
- пластик, пластмасса.
Нововведения
Поправка к ст.11 Федерального закона №89 говорит о запрещении вводить в эксплуатацию объекты без существования в них устройств для дезинфекции и безопасного хранения мусора. А изменения в ст. 12 накладывают строгий запрет на использование ТБО, как материала для репарации земель. Отходы, запрещённые для захоронения, будут регламентироваться Правительством РФ.