- Абакан
- Архангельск
- Астрахань
- Балашиха
- Барнаул
- Белгород
- Благовещенск (Амурская область)
- Брест
- Брянск
- Великий Новгород
- Вичуга
- Владивосток
- Владикавказ
- Владимир
- Волгоград
- Волжский
- Вологда
- Воронеж
- Екатеринбург
- Железногорск (Красноярский край)
- Зеленоград
- Иваново
- Ижевск
- Йошкар-Ола
- Иркутск
- Казань
- Калининград
- Калуга
- Калязин
- Каменск-Уральский
- Кемерово
- Киров (Кировская область)
- Королёв
- Кострома
- Красногорск
- Краснодар
- Красноярск
- Курган
- Курск
- Липецк
- Люберцы
- Магнитогорск
- Махачкала
- Москва
- Мурманск
- Мытищи
- Набережные Челны
- Нефтеюганск
- Нижний Новгород
- Нижний Тагил
- Новокузнецк
- Новосибирск
- Ногинск
- Одинцово
- Омск
- Орёл
- Оренбург
- Пенза
- Пермь
- Петрозаводск
- Подольск
- Псков
- Пушкино
- Ростов-на-Дону
- Рязань
- Самара
- Санкт-Петербург
- Саранск
- Саратов
- Севастополь
- Сергиев Посад
- Симферополь
- Смоленск
- Сочи
- Ставрополь
- Старый Оскол
- Стерлитамак
- Сургут
- Сыктывкар
- Таганрог
- Тамбов
- Тверь
- Тольятти
- Томск
- Тула
- Тюмень
- Улан-Удэ
- Ульяновск
- Уфа
- Хабаровск
- Ханты-Мансийск
- Химки
- Чебоксары
- Челябинск
- Череповец
- Чехов
- Чита
- Щелково
- Энгельс
- Ярославль
Проблема утилизации шин довольно остро стоит в современном мире. Ежегодно производятся тысячи автомобилей. Соответственно, увеличивается количество производимых шин. Старые, изношенные автопокрышки выбрасывают около мусорных баков или на стихийные свалки. И мало кто задумывается о том, какой колоссальный вред наносится экологии.
Нужно ли сдавать шины на утилизацию?
Во всех городах Российской Федерации существуют пункты приёма вторичного сырья. Но только единицы из них занимаются сбором и утилизацией покрышек. Почему так происходит?
Частные предприниматели, занимающиеся сбором автопокрышек, говорят, что переработка резины – дело не совсем выгодное. Гораздо легче вынести резину на стихийную свалку или на полигон. Но такие действия наносят сильный удар по экологии.
Подумать только, что одна автопокрышка разлагается больше сотни лет! В период разложения в землю выделяется множество примесей и токсинов. Они отравляют растительность, животных и грунтовые воды. А если таких покрышек сотни? Или тысячи? Это же просто техногенная катастрофа.
Организации по защите экологии постоянно мотивируют население сдавать шины на утилизацию. В этом есть множество плюсов:
- экология сохраняется (не загрязняется земля, и не гибнут живые существа);
- сохраняются ресурсы (переработка резины значительно экономит электроэнергию, воду, топливо);
- вторичная переработка покрышек позволяет произвести новые предметы с минимумом затрат;
- сохраняется эстетичный вид местности вследствие отсутствия стихийных свалок резины.
Основные методы переработки старых шин
Переработка автомобильной резины осуществляется несколькими методами:
- Метод термодеструкции.
- Пиролиз или сжигание автопокрышек.
- Электромеханическое измельчение покрышек.
- Метод восстановления шин для их дальнейшего использования.
- Захоронение автомобильной резины (тоже дешёвый, но опасный метод).
Метод термодеструкции
В процессе переработки химическая структура резины изменяется, получаются жидкие продукты разложения. Они похожи на нефтепродукты. Используются для изготовления смазочных материалов.
Пиролиз
Самый дешёвый и опасный метод переработки. В процессе сжигания образуются летучие токсичные вещества, способные отравлять воздух. Поэтому эта технология уже давно запрещена во многих странах Европейского Союза.
Электромеханическое измельчение покрышек
В процессе работы с помощью установок, оборудованных ножами, шины режут. Дальше их измельчают до состояния крошки, которая используется для изготовления новых изделий. Из 1 тонны изношенных шин получается 600 кг резиновой крошки.
Что можно получить после переработки шин
Развитые государства разрабатывают специальные программы по утилизации шин с применением безопасных технологий. Они считают, что переработка резиновых изделий должна производиться для того, чтобы сохранить ресурсы и экологию. Уже давно ведущие специалисты мира научились применять изделия переработки для изготовления других материалов.
Примерами такой грамотной вторичной переработки служат:
- изготовление антикоррозионных и смазочных материалов из жидких продуктов разложения;
- изготовление мягкой тротуарной плитки из резиновой крошки;
- изготовление резиновых колёс из материалов вторичной переработки.
Особенности организации процесса переработки шин в России
Таблица «Процентное соотношение переработки автопокрышек в России и Европе».
Место переработки/
Метод переработки |
Россия | Европа |
Метод деструкции | Менее 1% | 40% |
Пиролиз | 4% | |
Дробление | 4% | 30% |
Другой способ | Менее 1% подлежит захоронению | Около 20% восстанавливаются для дальнейшего использования |
Сколько всего перерабатывается резины (%). | Около 10% | Около 90% |
А почему в России такой низкий процент переработки вторичного резинового сырья? Всё дело в сложностях организации качественного производства. Для утилизации и переработки сырья необходимо:
- арендовать или приобрести землю;
- найти рынок сбыта сырья;
- закупить дорогостоящее оборудование и материалы;
- нанять персонал для работы.
Качественная утилизация – довольно трудоёмкий и дорогой проект. Государственные программы не предусматривают финансовую помощь таким предпринимателям. А иностранные инвесторы не вкладывают деньги в эти проекты, так как у них нет необходимости искать способы утилизации за рубежом. Поэтому и получается, что населению легче выбросить или сжечь старую шину, чем искать предприятие по её утилизации.
Штрафы за несанкционированное складирование шин, положенные законодательством РФ
Согласно законодательству РФ, шины относятся к ТБО IV класса опасности (малоопасные отходы). Они подлежат обязательной утилизации. Государственные органы власти настоятельно рекомендуют населению сдать покрышки для дальнейшей переработки.
За несанкционированное складирование автопокрышек на территории предприятия или в другом неположенном месте, государство предусматривает наложение административных штрафов:
- для физического лица – от 1000 до 2000 рублей;
- для должностного лица – от 2000 до 5000 рублей;
- для частных предпринимателей, не занимающихся юридической деятельностью — от 2000 до 5000 рублей (или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток);
- для юридических лиц – от 10000 до 100000 рублей (или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток).
Сумма штрафа довольно весомая. Поэтому она заставляется граждан задуматься о том, что не стоит выбрасывать покрышки в неположенных местах. Гораздо дешевле вызвать службу, которая занимается сбором и утилизацией шин. Такая служба приедет по адресу и заберёт все покрышки. После этого вторичное сырьё будет транспортировано на склад и в дальнейшем перевезено на предприятия, специализирующиеся на утилизации резины.
Куда можно сдать старые автопокрышки?
Старые, ненужные комплектующие от автомобиля можно сдать двумя способами:
- отвезти их на пункт приёма вторичного сырья;
- вызвать службу, которая занимается утилизацией покрышек.
На нашем сайте представлен наиболее полный каталог фирм, которые занимаются этим вопросом. В перечень входят как крупные предприятия, так и частные предприниматели из многих городов Российской федерации.
В крупном городе сдать покрышки – это не проблема. Гораздо сложнее их сдать в маленьких провинциальных городах, где такой бизнес нерентабельный. Приём и утилизация автомобильной резины требует значительных капиталовложений. А окупаемость такого бизнеса оправдана только в случае близости перерабатывающих заводов.